Выставка «Культурный слой. Церковь Вознесения Господня» в Коломенском
Выставки
6+

Культурный слой. Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Коломенское
image

23 января — 1 декабря 2024 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Выставочный зал «Атриум»: проспект Андропова, д. 39

Камерная выставка, на которой представлены предметы из археологических раскопок 1973–2004 годов, хранящиеся в фондах музея-заповедника «Коломенское»

Выставка проходит в зале постоянной экспозиции «Город чудный, город древний... Искусство русского строителя XIV–XIX веков», рассказывающей о том, как создавалась национальная архитектура.

Этим проектом музей-заповедник «Коломенское» продолжает серию экспозиций под общим названием «Культурный слой». Таким термином обозначают пласт земли, сохранивший следы деятельности человека. Культурные слои не только содержат древние предметы, но и несут научную информацию, так как они могут рассказать о том, что невозможно встретить в письменных источниках. В фокусе внимания текущей экспозиции — выдающийся памятник истории и культуры, жемчужина не только русской средневековой, но и мировой архитектуры — построенная в XVI веке церковь Вознесения Господня, которая была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.

Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Накладка с изображением Евангелиста, XVII-XVII века. Бронза, литьё, золочение.
Монета «Пуло», Московский денежный двор, конец XV – первая треть XVI века. Медь, чеканка. Найдена у церкви Вознесения.
Миска, конец XV – первая треть XVI века. Глина, гончарная техника, обжиг. Погремушка, конец XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг. Пряслице, XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг.
Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Накладка с изображением Евангелиста, XVII-XVII века. Бронза, литьё, золочение.
Монета «Пуло», Московский денежный двор, конец XV – первая треть XVI века. Медь, чеканка. Найдена у церкви Вознесения.
Миска, конец XV – первая треть XVI века. Глина, гончарная техника, обжиг. Погремушка, конец XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг. Пряслице, XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг.
Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Фрагмент резных архитектурных деталей, 1530-е годы. Белый камень, тёска, резьба.
Накладка с изображением Евангелиста, XVII-XVII века. Бронза, литьё, золочение.
Монета «Пуло», Московский денежный двор, конец XV – первая треть XVI века. Медь, чеканка. Найдена у церкви Вознесения.
Миска, конец XV – первая треть XVI века. Глина, гончарная техника, обжиг. Погремушка, конец XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг. Пряслице, XV – первая треть XVI века. Глина, лепка, обжиг.

Архитектурное решение церкви уникально. В нем отразились традиции древнерусского зодчества и черты европейского Ренессанса. Основа храма состоит из трех объемов: четверика из кокошников, над которым вырастает окруженный пилястрами восьмерик, и высокого шатра с сеткой из каменных блоков. Пропорции здания уравновешены обходными галереями. Внутреннее пространство свободно от перекрытий и декорировано резьбой, повторяющей украшения фасадов. Необычный облик церкви Вознесения Господня продиктован вкусом его заказчика, великого князя Московского Василия III, искусством итальянского архитектора Пьетро Аннибале и мастерством русских каменщиков и резчиков. Храм Вознесения Господня был освящен в 1532 году. В течение столетий он служил летней домовой церковью великих московских князей и русских царей. В 1918 году богослужения в церкви были прекращены, а строение как выдающийся культурный и исторический памятник было объявлено государственной собственностью. 

В середине XX века началась планомерная научная реставрация церкви Вознесения Господня и одновременное археологическое изучение памятника и территории вокруг него. В результате были открыты слои, предшествовавшие возведению храма, изучена конструкция его фундамента, порядок разметки плана и ход строительных работ. За исключением нескольких предметов XII–XIII веков, найденных в слоях рядом с церковью, и одного предмета раннего железного века, найденного под площадью рядом с ней, археологи не обнаружили пока убедительных доказательств существования на месте церкви долговременных поселений, датируемых ранее чем XIV веком. Многочисленные фрагменты керамических сосудов и другие находки XV — начала XVI века позволяют локализовать место двора великого князя Василия III, примыкавшего к церкви с севера. Над культурным слоем княжеского двора располагаются слои, связанные с постройкой церкви: каменные подсыпки, планировочные канавки, следы строительных лесов. Археологи выделяют из толщи слоев один, отмечающий крупный пожар, случившийся в XVI веке, может быть, еще до завершения постройки. В слое пожара найдено множество фрагментов белокаменного декора. Пострадавшие в пожаре камни были заменены строителями церкви Вознесения Господня новыми блоками, а часть первоначального декора попала в культурный слой и была поднята на поверхность только в конце XX века. Над слоем пожара лежат слои XVII–XIX веков с характерными предметами, свидетельствующими о непрерывной жизни на Государевом дворе и в селе Коломенском в этот период.


«Культурный слой» — не единственный выставочный проект, посвященный главному архитектурному шедевру Коломенского. До 12 мая во Дворце царя Алексея Михайловича представлена экспозиция «Средневековое граффити церкви Вознесения. Новые открытия». В Думной палате посетители могут увидеть пять каменных блоков XVI века, которые были найдены во время раскопок в 1970-е годы.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari